nataav (nataav) wrote,
nataav
nataav

эволюция в игре

Игра в биологии – это деятельность учащихся, направленная на развитие мышления посредством моделирования и прогнозирования ситуаций; это – способ активации мыслительной деятельности школьников. Игровая методика носит обучающий, развивающий, развлекательный характер.
Игры выстраиваются на принципах: научности, наглядности, доступности, системности, дополняемости, абстрагирования, интегративности.
Принцип научности отражает применение в игровой деятельности некоторых элементов исследования, полагается на применение биологических терминологии, понятий, законов.
Принцип наглядности позволяет найти примеры для теоретических знаний из курса биологии.
Принцип доступности соотносит форму организации игры и ее содержания возрастным особенностям школьников.
Принцип системности подразумевает под собой выстраивание логической цепочки из базисных знаний, создание иерархической системы.
Принцип дополняемости использует ранее полученные знания на уроках биологии или других дисциплинах и последующее их развитие.
Принцип интегративности позволяет в ходе игры рассматривать проблемы с различных сторон, применять знания разных наук, свой практический опыт общения с природными объектами и явлениями.
Современная классификация делит игры на следующие группы: индивидуальные, групповые, массовые, ролевые, развивающие, обучающие, настольные, компьютерные. На уроках биологии удобно использовать групповые настольные игры. Один из примеров такой игры приводится в данной работе.
Цель: повторить и обобщить знания по теме «Эволюция органического мира»
Задачи:
• повторить хронологию истории Земли;
• закрепить термины раздела «Направления эволюционного процесса»;
• акцентировать внимание на различие понятий «дегенерация» и «биологический регресс»;
• способствовать развитию коммуникативных и креативных компетенций;
• обобщить знания о биологических закономерностях.
Описание игры:
Игра разработана для обобщения раздела «Эволюция» в 11 классе из расчета на 40 минутный урок. Представляет собой задания на карточках в трех частях:
Блок 1.Найти соответствие: понятие - определение – пример.
Блок 2. Подобрать группы из 3 синонимов.
Блок 3. Распределить периоды и организмы по эрам в хронологическом порядке, начиная с древнейшего.
Организационные моменты:
Задания выполняются группами из 4-5 учащихся. Переход к следующему заданию осуществляется после проверки предыдущего. Контроль осуществляется учителем. При наличии сильных учеников в классе они могут выполнять роли ведущих. В случае возникновения трудностей, ведущий может давать комментарии.
Оценка работы учащихся:
Команды, выполнившие три задания за урок, получают «5» (отлично), не полностью выполнившие одно задание или задание было выполнено с ошибками несколько раз – «4» (хорошо), выполнено только 2 задания из трех – «3» (плохо).
Помимо разработанной игры, для закрепления темы эволюция подходит игра http://www.ozon.ru/context/detail/id/5627908/?partner=naav&from=bar «Эволюция» Кнорре, с расширениями Континенты http://www.ozon.ru/context/detail/id/18737736/?partner=naav&from=bar и Время летать http://www.ozon.ru/context/detail/id/18737736/?partner=naav&from=bar.
Рекомендации:
Блок 1. Найдите термины, дайте им расшифровку и приведите примеры.
Для учителя. В приложение синонимы расположены в группах (по три синонима в каждой). К примеру, Ароморфоз - Морфофизиологические изменения - Волосяной покров. Как расшифровать эту цепочку:
Ароморфоз по определению – это морфофизиологический прогресс, т.е. появляются новые органы или происходит их кардинальная перестройка, поднимающая эту группу организмов на новый уровень развития. И пример из карточек – это волосяной покров у млекопитающих.
В случае необходимости необходимо будет остановиться на различиях понятий «дегенерация» и «биологический регресс».
Дегенерация – это упрощение организации.
Биологический регресс – состояния вида, при котором происходит снижение численности, сокращение ареала, что в итоге может привести к вымиранию вида.
Стоит вспомнить, что дегенерация является одним из путей достижения биологического прогресса.
Биологически прогресс – процветание вида, сопровождается расширением территории обитания – ареала и увеличением численности.
Блок 2. Подберите синонимы, пользуясь знаниями из курса биологии.
Все эти термины входят в раздел общей биологии «Эволюционное учение» и разбираются на уроках.
Разберем пример правильного ответа.
Споровые – Папоротники – Хвощи
Споровые растения были широко распространены в каменноугольном периоде палеозойской эры, к споровым растениям относятся папоротники, хвощи, плауны, мхи. Из приведенных карточек подходят только папоротники и хвощи.
Блок 3. Составьте эволюционное древо, начиная с эр, далее распределите периоды по эрам, и в конце соотнесите с периодами группы организмов.
В приложении приведено распределение в соответствии с хронологией истории Земли. Крупные промежутки времени (эры), делятся на периоды. Среди карточек эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Для первых двух эр приведены тривиальные названия и организмы широко распространенные в эти эры. А для остальных эр необходимо найти периоды и уже потом соответствующие организмы.
Подготовка карточек:
Для каждого блока игры лучше использовать свой цвет бумаги размером 5*2,5 см. Текст карточек приводится ниже:
Блок 1.
Ароморфоз - Морфофизиологические изменения - Волосяной покров
Идиоадаптация - Приспособления организма к конкретным условиям обитания - Иголки у ежа
Дегенерация - Упрощение организации - Отсутствие корней у повилики
Биологический прогресс - Увеличение численности, расширение ареала - Круглые черви
Биологический регресс - Уменьшение численности, сокращение ареала - Сокращение площади бамбуковых лесов
Блок 2.
Цианобактерии - Сине-зеленые - Прокариоты
Млекопитающие – Звери - Теплокровные
Споровые – Папоротники - Хвощи
Кайнозой - Эра новой жизни - Антропоген
Гондвана – Африка - Австралия
Лавразия - Северная Америка – Евразия
Блок 3.
Архей
Древнейшая жизнь - Сине-зеленые водоросли
Протерозой
Век медуз - Кольчатые черви
Палеозой
Кембрий - Губки, трилобиты
Ордовик - Все отделы водорослей
Силур - Иглокожие
Девон - Двоякодышащие рыбы
Карбон - Летающие насекомые
Пермь - Распространение голосеменных
Мезозой
Триас - Млекопитающие
Юра - Сумчатые и Плацентарные млекопитающие
Мел - Появление Цветковых
Кайнозой
Палеоген - Однодольные растения
Неоген - Гоминиды, Понгиды.
Ссылка на публикацию:
Авдеева Н.В. Урок – повторение «Эволюция» в игре (занятие для средней и старшей школы)// Школьное образование. № 3, 2012. Ст.25-29.
Tags: игра, игра эволюция, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments